Вагоностроительный завод


Строительство Завода запасных деталей было начато 21 мая 1965 года с символичной закладки чугунной плиты с надпи­сью под первую колонну литейно­го цеха. Важность для страны это­го предприятия подтверждалась наличием грифа «для особо важ­ной стройки» на заказанном обо­рудовании. ЗЗД должен был обес­печить запасными деталями бурно развивающуюся в те годы химичес­кую промышленность. Место на­хождения будущего завода опреде­лили рядом с лидером химической промышленности — Балаковским комбинатом химических волокон, так как на тот момент химический гигант запчасти получал с пятиде­сяти предприятий страны и зару­бежья.
10 января 1967 года токарем механического цеха В.Тарасовым была изготовлена первая деталь, и в этот же день Государственная комиссия подписала акт приемки в эксплу­атацию первой очереди предпри­ятия.
В его состав вошли первый ме­ханический, заготовительно-прес­совый и сварочно-сборочный цеха и вспомогательные службы.
С 1 февраля 1967 года приказом № 91, подписанным директором комби­ната Л. Бутовским, цеха первой очереди были выделены в само­стоятельное производственное предприятие. К этому времени на заводе рабо­тало 220 человек.
В 1969 году вступили в строй цеха второй очереди (второй механи­ческий, чугунного и стального ли­тья), участки пресс-форм, ремонт- но-механический и ремонтно-строительный. В том году закончилась комплектация завода металлорежу­щим, прессовым, литейным обору­дованием, кабельной продукцией. В 1970 году пускаются цеха третьей очереди: механосборочный и пла­стмасс, участок цветного литья.
Продукция завода поставляет­ся 32 химическим предприятиям, 40 предприятиям по межотрасле­вым кооперированным поставкам отгружается литьё. Были освоены сложные узлы: ролики отделки и фик­сации, сушильные барабаны, галетные коробки, ранее поставляемые из Англии.
В период с 1985 по 1990 г. вво­дится четвертая очередь: трубный цех и цех товаров народного по­требления. Продукция из полиме­ров (овощная тара, полимерные галеты для штапеля) экспонирова­лась на выставке достижений на­родного хозяйства в Москве и была удостоена серебряных и бронзо­вых медалей ВДНХ.
Высокого результата добились заводчане в 1987 году, принимая уча­стие в модернизации основного производства «Аргон». Было изго­товлено специальное оборудова­ние, которое позволило повысить производительность предприятия на 40%.
В 1991 году в эксплуатацию введён цех по выпуску изделий из углекомпозитов. Цех оснащен технологи­ческим оборудованием, разрабо­танным и изготовленным специа­листами завода. Заводчанами освоена система автоматизиро­ванной разработки технических процессов на базе электронно-вы­числительных машин СМ-1420, налажен выпуск лыжных палок и телескопических удилищ.
В 90-е годы в стране произошел спад промышленности, особенно химической. Это отразилось на стабильной работе завода. Поэто­му заводчане взялись за разра­ботку технологий производств для непрофильной продукции.

В техническое перевооружение производства значительных средств вложено не было, постепенно продукция предприятия снижала свою конкурентоспособность на рынке, не были найдены объемы заказов, перекрывающие резкое снижение поставок продукции предприятиям РЖД. Все это привело к серьезному спаду производства с середины 2008 года. А к началу 2010 года месячный объем производства снизился в 5 раз, соответственно сократилась и численность работников. В июле 2010 года на площадке, где существовал ЗАО «БЗЗД» - заработало новое предприятие - ЗАО «Вагоностроительный завод». Единовременно на работу из бывшего ЗАО «Балаковский завод запасных деталей» на Вагоностроительный завод были переведены 300 человек, и с этого времени началась новая история промышленной площадки. Новое предприятие продолжило выпуск продукции по действующим договорам, но одновременно акционеры ЗАО «ВСЗ» начали улучшение условий труда и быта, реконструкцию и техническое переоснащение производственных цехов и участков, что позволило осваивать новые виды продукции. Уже в 2011 году было произведено и реализовано продукции на сумму более миллиарда рублей. В 2015 году предприятие было реорганизовано в Акционерное общество "Вагоностроительный завод" (сокращенное наименование - АО "ВСЗ").
Сегодня предприятие ориентировано на выпуск продукции вагоностроения. Конечной целью является выпуск железнодорожных вагонов. Основная масса конструкций, узлов и деталей отправляется на Энгельсский завод металлоконструкций, где производятся грузовые вагоны. На самом Вагоностроительном заводе набрали мощность сборочно-сварочный, литейный, механический, инструментальный цеха; а также кузнечно-прессовый и термический участки.
  На заводе освоен выпуск десятков видов новой продукции: крышки люка и хребтовые балки для грузовых вагонов, торцевые стенки и опоры на специальный подвижной состав. На данный момент завод обеспечен заказами. Балаковский Вагоностроительный завод, производя большой ассортимент различных комплектующих для вагонов, поставляет детали и запасные части для партнеров из России, Украины и Казахстана. Если в год открытия завода объем товарной продукции составлял 10-12 млн. рублей, то на сейчас выпускается продукции на сумму более 150 миллионов рублей в месяц. Большая часть полученной прибыли, акционеры направляют на перевооружение предприятия. Недавно завод приобрел газоплазморезательную машину «Кристалл» с числовым программным управлением, стоимость которой более семи миллионов рублей, производства Санкт-Петербург. Заработал новый листогибочный пресс стоимостью более шести миллионов рублей, способный работать с листовым металлом с усилием 300 тонн. Установлена новая горизонтально-ковачная машина стоимостью более четырех миллионов рублей. Много и другого нового оборудования, на котором с помощью усилий заводчан, настоящих профессионалов, рождаются конструкции для новых вагонов, которые работают по всей территории России.
Материал : 
1. Официальный сайт Вагоностроительного завода;
2. Балаковская народная энциклопедия  / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с.


Комментариев нет :

Отправить комментарий