УГОЛЬНИКОВ ФИЛИПП ФИЛАРЕТОВИЧ


УГОЛЬНИКОВ ФИЛИПП ФИ­ЛАРЕТОВИЧ — один из работни­ков завода братьев Маминых, испытатель первого российского колесного трактора. Родился 24 декабря 1888 года (5 января 1889 года) в городе Балаково. В семье было семь братьев. В 1902 года  он окончил сель­ское училище в имении княгини Ливен в с. Терса и здесь же работал подмастерьем в механической ма­стерской по ремонту с/х техники: осваивал токарное и кузнечное дело. В 1903 году переехал в Балако­во и поступил слесарем на завод  П. Блинова «Благословение», где проработал до 1908 года. Затем до 22 июня 1916 года трудился на заводе Я. Мамина монтером по двигате­лям внутреннего сгорания и по­мощником старшего мастера ме­ханического цеха. Принимал непос­редственное участие в испытаниях первого колесного трактора.

В июле 1916 года, когда маминское предприятие стало простаи­вать без заказов, перешел слеса­рем на завод «Муравей», где прора­ботал до 30 октября 1917 года. Потом пе­решел на кооперативную мельницу в Андреевском пос., где прорабо­тал старшим машинистом до 1919 года. Пос­ле революции братья Угольниковы (4 чел.) открыли в Балакове свою мастерс­кую по ремонту в основном с/х тех­ники, но выполняли отдельные за­казы и от местных заводов. Согласно семейным преданиям, некоторые кованые украшения, в том числе и шатер перед входом в здание нынешнего музея истории города, сделали именно в мастерской Угольниковых. Когда стало ясно, что частным предприятиям приходит конец, братья ликвидировали свое дело, из­бежав тем самым раскулачивания со всеми его последствиями.

С 1924 года по 23 сентября 1934 года Угольников работал слесарем, токарем, мас­тером механического цеха на заводе Балаковского затона (судоремзавод). В 1935 году как рабочего-металлиста высокой квалификации его пригла­сили на завод зуборезных станков в Саратове мастером-инструктором механического цеха. Одним из направлений в работе были орга­низация и освоение производства зуборезных станков по изготовле­нию конических шестерен, дефицит которых в то время остро ощу­щался в СССР.

Угольников быстро стал передовым рабочим-рационализатором, обще­ственником. На завод приезжал нарком тяжелой промышленности Уборевич и выступил с речью, в которой, наряду с успе­хами, указал и на недостат­ки в работе. Угольников, выступая после этого на собраниях, горячо поддерживал ини­циативы Уборевича. Вско­ре после возвращения в Москву наркома аресто­вали. А 2 декабря 1937 года был арестован и Угольников. Его осуди­ли на 10 лет по ст. 58, п. 10 за «восхваление врага народа». Во время допро­сов Угольникова сильно избивали, требуя сознаться в антисоветском заговоре и назвать сообщников, участников и руководителей, но он оказался стойким, несмотря на то что во время одного из допросов у него лопнула барабанная перепонка. Угольникова отправили в лагерь в станицу Сухобезводная Горьковской области. Там он первое время трудился в одной бригаде со знаменитым советским авиаконструктором А. Туполе­вым. Он как самый технически гра­мотный специалист работал на автомашине, а Угольников ремонтировал эту машину и грузил на нее дрова. После войны у них с Туполевым за­вязалась переписка, но компетен­тные органы ее запретили и пись­ма конструктора отобрали. Угольникова осво­бодили досрочно 10 ноября 1943 года. Он поступил в Ивановский сельхоз­техникум, где работал старшим машинис­том на электростанции до 1 марта 1946 года. Затем трудился в Балаковском ре­месленном училище № 6 механиком си­ловой электростанции, строгальщи­ком и разметчиком при механичес­кой мастерской. С 10 апреля 1950 года Филипп Филаретович — механик в балаковском «Плавзаготсортсемзерне». После полной реабилита­ции 25 марта 1959 года ушел на пенсию. Вскоре заболел и умер в Риге 20 ноября 1960 года во время операции.


Источник: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)
 

Комментариев нет :

Отправить комментарий