Хлебная столица

Балаково в конце XIX - начале XX века

К концу XIX и началу XX века большое село Балаково уже имело вид го­рода: каменные мостовые, множество больших камен­ных домов, 5 церквей, ап­тека, клуб, обширная тор­говая площадь, где ежене­дельно проходили базары, а в Троицын день — ярмар­ки. Здесь действовали портняжные, кожевенные, скор­няжные, чеботарные, ва­ляльные, гончарные и ме­тизные мастерские. Населе­ние обслуживали кузнецы, столяры и плотники-под­рядчики, не только искусно рубившие дома, но и отде­лывавшие их резными на­личниками, карнизами.

Начала бурно развивать­ся торговля, преимущест­венно хлебом и лесом. По размерам закупок хлеба и его высокому качеству Балаковская пристань считалась до 1915 года первой после Самары. Хлеб подво­зился к ней из степей Ни­колаевского и Новоузенекого уездов, Самарской губернии н Урала. Балаково торговало почти исклю­чительно одной пшеницей, которая шла на мельницы Оки, затем в Казань, Ниж­ний Новгород, Кострому, Кинешму, Городел, Ярославль, Тверь, Рыбинск, Петербург.

Хлебные амбары на бе­регу Балаковки являлись достопримечательностью се­ла. Они занимали огромную площадь и вмещали до 7 миллионов пудов. Большая часть их принадлежала удельному ведомству, сдающему их в аренду хлебо­промышленникам,
Закупка хлеба произво­дилась на местных базарах с двух пристаней -  на р. Балаковке и на р. Волге.


О развитии хлебной торговли можно судить по сле­дующим данным: если в 1856 году из Балаково от­правлялось 2,5 млн. пудов пшеницы, в 1859 — до 5 млн. пудов, то в 1891—1901 — до 11 млн. пудов. А по сведениям путеводителя по Волге и Каме за 1915 год годовой отпуск хлеба из Балаково достиг уже 16 млн. пудов, в то время как Самара отпускала лишь 10млн. пудов. Это и создало Балакову репутацию «хлебной столицы на реке Вол­ге».

Сосредоточивается здесь и лесная торговля. В общей сложности через Балаков­скую лесную пристань про­ходило ежегодно 2—3 млн. кубических метров леса. Часть его перерабатывалась здесь же на двух лесопиль­ных заводах, часть отправ­лялась в безлесное За­волжье и в южные районы.
С развитием торговли увеличивается число грузо­вых и пассажирских судов, что вызывает необходимость создания в затоне судоре­монтных мастерских.
Торговля хлебом и лесом вызвала развитие других отраслей производства, по­ставляющих крестьянам в обмен на хлеб лес, железо, сельскохозяйственные ору­дия, обувь, одежду, керо­син и т. д. Появились пер­вые заводы — чугуноли­тейный Ф. А. Блинова на месте, где сейчас находит­ся химико-технологический техникум, и механический, где сейчас стоят (в настоящее время корпуса снесены) старые кор­пуса судоремонтного заво­да. Местные мукомолы содержали семь механических мельниц. Открываются ма­стерские по ремонту и производству сельскохозяйст­венных орудий, двигателей, пожарных насосов, механи­ческие лесопильные пред­приятия, столярные и ме­бельные мастерские, коже­венные и валяльные заводы. Так в Балакове стала создаваться многоотрасле­вая промышленность.

Наиболее значительными событиями тех лет стали изобретение первого в мире парового гусеничного трактора и первого отечественного колесного тракто­ров. С тех пор благодаря самоотверженному труду народных гениев Ф. А. Блинова и Я. В. Мамина  «Хлебная столица на реке Волге» стала еще и родиной отечественного тракторостроения.
Г. ЗАГОРОВСКАЯ

Комментариев нет :

Отправить комментарий