Балаково в конце XIX - начале XX века
К концу XIX и началу XX века большое село Балаково уже имело вид города: каменные
мостовые, множество больших каменных домов, 5 церквей, аптека, клуб, обширная
торговая площадь, где еженедельно проходили базары, а в Троицын день — ярмарки. Здесь действовали портняжные,
кожевенные, скорняжные, чеботарные, валяльные, гончарные и метизные
мастерские. Население обслуживали кузнецы, столяры и плотники-подрядчики, не
только искусно рубившие дома, но и отделывавшие их резными наличниками,
карнизами.
Начала бурно развиваться торговля,
преимущественно хлебом и лесом. По размерам закупок хлеба и его высокому
качеству Балаковская пристань считалась до 1915 года первой после Самары. Хлеб
подвозился к ней из степей Николаевского и Новоузенекого уездов, Самарской
губернии н Урала. Балаково торговало почти исключительно одной пшеницей,
которая шла на мельницы Оки, затем в Казань, Нижний Новгород, Кострому, Кинешму, Городел, Ярославль,
Тверь, Рыбинск, Петербург.
Закупка хлеба производилась на местных
базарах с двух пристаней - на р.
Балаковке и на р. Волге.
О развитии хлебной торговли можно судить
по следующим данным: если в 1856 году из Балаково отправлялось 2,5 млн. пудов
пшеницы, в 1859 — до 5 млн.
пудов, то в 1891—1901 — до 11 млн. пудов. А по сведениям путеводителя по Волге
и Каме за 1915 год годовой отпуск хлеба из Балаково достиг уже 16 млн.
пудов, в то время как Самара отпускала лишь 10млн. пудов. Это и создало
Балакову репутацию «хлебной столицы на реке Волге».
Сосредоточивается здесь и лесная торговля.
В общей сложности через Балаковскую лесную пристань проходило ежегодно 2—3
млн. кубических метров леса. Часть его перерабатывалась здесь же на двух
лесопильных заводах, часть отправлялась в безлесное Заволжье и в южные
районы.
С развитием торговли увеличивается число
грузовых и пассажирских судов, что вызывает необходимость создания в затоне
судоремонтных мастерских.
Торговля хлебом и лесом вызвала развитие других отраслей производства, поставляющих
крестьянам в обмен на
хлеб лес, железо, сельскохозяйственные орудия, обувь, одежду, керосин и т. д. Появились первые
заводы — чугунолитейный Ф. А. Блинова на месте, где сейчас находится химико-технологический
техникум, и механический, где сейчас
стоят (в настоящее время корпуса снесены) старые корпуса судоремонтного завода.
Местные мукомолы содержали семь механических мельниц. Открываются мастерские по ремонту и производству сельскохозяйственных
орудий, двигателей, пожарных насосов, механические лесопильные предприятия,
столярные и мебельные мастерские, кожевенные и валяльные заводы. Так в
Балакове стала создаваться многоотраслевая промышленность.
Наиболее значительными событиями тех лет
стали изобретение первого в мире парового гусеничного трактора и первого
отечественного колесного тракторов. С тех пор благодаря самоотверженному труду
народных гениев Ф. А. Блинова и Я. В. Мамина «Хлебная столица на реке
Волге» стала еще и родиной отечественного тракторостроения.
Г. ЗАГОРОВСКАЯ
Комментариев нет :
Отправить комментарий