ПОНОМАРЁВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

 

ПОНОМАРЁВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ — художник. После окончания живописного отделения Пензенского художественного училища в 1963 году  Пономарев приехал в Балаково. Маленький провинциальный город стал тогда центром масштабного строительства. В искусстве дух времени выразился рождением «сурового стиля», тяготевшего к общественно значимой тематике, монументальности, динамике, плакату. Пономарев выбрал тогда путь гравера. Возможно, это было обусловлено обстоятельствами, но все же сделано не случайно. Пригодились его собранность, терпение, упорство, чтобы овладеть трудоемким и кропотливым ремеслом. Путь от замысла к воплощению не дается в гравюре без усилий и опыта, а результат — не вполне предсказуем. 

 Суровому стилю отвечала линогравюра, дающая крупную лаконичную форму, активную энергию штриха. Линогравюры охотно брали на выставки, тиражировали, эстамп распространялся в качестве украшения современного жилища. Пейзаж, городской  пейзаж, портрет — по сей день основные темы графики Пономарева, отвечающие лирической направленности его творчества. В основном пейзажами он был представлен на областных, зональных, республиканских и зарубежных выставках. Запомнились его прозрачные степные пейзажи 1970-х гг. Степь окружала художника с детства (он родился в Волгоградской области), окружает и теперь, в заволжском Балакове.

В 1991 году Михаил Яковлевич был принят в Союз художников России.

 

Пономарев строит ясные, спокойные композиции, избегая как тесноты, так и незаполненности пространства, равномерно распределяя свет и тени. Волны холмов и изгибы степных речек, редких рощ, деревушек и облаков складываются в ладную мелодию. Она звучит негромко, сердечно, отчетливо... Сквозная серебристость линогравюры хорошо передает характер открытого степного ландшафта.

 В 1980-е гг. Пономарев переходит к офорту. Смена техники означает потребность в новых художественным  средствах, является знаком изменения художественных ориентиров, творческого развития. В руках художника — уже не резец, а гравировальная игла, более свободная в своем движении на плоскости и послушная воле рисовальщика. Шкала тоновых градаций в офорте дает возможность разнообразных художественных решений.

 Можно заметить, что портреты и пейзажи Пономарев стремится решать как сюжетные картины. Городские улицы являются для него постоянным источником сюжетов. Художник не скрывает своей нежности к сохранившимся старым постройкам, ценит их индивидуальность, особенность атмосферы, образующейся вокруг них. Сама офортная техника способствует передаче тонких состояний в пейзаже. Особенно красивы миниатюрные пейзажи Пономарева.

 


В жизни современного города зримо соединяются времена и жизненные уклады. В одной из гравюр в поле зрения художника попадает фигурка торопливо идущей девушки, а также дворовой собаки, приостановившейся рядом. Видим мы и частный дворик: кто-то вышел на крыльцо оглянулся на кошку, прыгнувшую на  сарай. Еще действующее лицо- сорока на скворечнике, высматривающая что-то внизу... Заснеженные крыши «частного сектора» осенены деревьями. Над ним глухие торцы бетонных новостроек. Все вместе объединяет настроение мягкого зимнего дня, раздумчивое и неторопливое наблюдение художника, созерцающего жизнь, в которой нет деления на главное и второстепенное.

 

Закрывая папку с гравюрами Пономарева, невольно представляешь портрет их автора. Кажется,
что главная его черта — основательность во всяком деле, привычка доходить до всего собственным разумением, сердцем и трудом, не соблазняясь легкостью заимствования. Это положительность личности автора питает художественные впечатления от его картин.

 

Источник: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с. - ISBN 978-5-91369-020-3 (в пер.)

Комментариев нет :

Отправить комментарий