Саратовская ГЭС



САРАТОВСКАЯ ГЭС — первое крупное энергетическое предпри­ятие, строительство которого на­чато в Балакове. Первый трудовой десант «Куйбышевгидростроя» вы­садился в Балакове в конце февраля 1956 года. А 1 июня 1956 года в Совмине СССР был подписан приказ об об­разовании строительно-монтаж­ного управления «Саратовгэсстрой». Спустя два месяца после его создания, 1 августа, была организова­на дирекция строящейся Саратовской ГЭС. Передней ставилась задача— осуществлять контроль за ходом и качеством строительных работ как в зоне будущей гидростанции, так и в самом Балакове, где нача­лось сооружение объектов соц­культбыта. С 1 по 9 августа дирекцией руководил А. В. Колодезный, с 9 по 24 августа —Н.О.Калачихин, а с 24 августа  — Г С. Голованов, который по завер­шении строительства возглавил и уже действующую ГЭС. Кроме него в дирекции к концу 1957 года ра­ботали еще 16 человек.
Сначала проектом предусмат­ривалось наглухо перекрыть земля­ной плотиной правый проток и о. Пу­стынный, а левый - перегородить бе­тонной водосливной плотиной и сооружениями ГЭС. Шлюзован­ный судоходный канал предпола­галось прорыть на левому берегу. Од­нако инженер «Саратовгэсстроя» Иван­цов предложил изменить проект Саратовского гидроузла: перенести створ плотины и сооружений гидроэлек­тростанции выше о. Пустынного по кратчайшему направлению от кру­тых откосов правого берега, через единственный русловой пролет Волги, к невысокому уступу древ­ней волжской террасы северо-западной окраины Балакова. Иван­цов утверждал, что плотина, выст­роенная по этому створу, сохранит естественные особенности русло­вого потока Волги ниже гидроуз­ла, и взводное судоходство не по­терпит ущерба. Кроме того, стро­ителям не нужно лезть в реку, намывать высокие защитные пере­мычки для котлована гидроэлект­ростанции на дне левой протоки. Место под котлован наметили на суше пойменной террасы левого вол­жского берега, рядом с Балаковом. Здесь требовалось насыпать лишь обычные дамбы, ограждаю­щие котлован от полых вод. Для су­доходного канала и шлюзов Иван­цов предложил использовать го­товое ложе р. Сазанлей. Окружая с востока и юга Балаково, она впа­дала в левую протоку Волги. И город оказывался на острове между Саратовским мо­рем, Волгой и руслом р. Сазанлей, преобразованным в канал.
По подсчетам «иванцовской» проектной группы, новый проект почти вдвое сокращал фронт напор­ных сооружений, длину земляных перемычек —с 4-5 км до полутора, объем зем­ляных работ — с 5 до 2 млн м3. В результате стоимость сооруже­ния Саратовского гидроузла уменьшалась на сотни млн. руб., сокращались сроки работ, уплотнялся график строительства. Проект Иванцова в Москве поддержали. Соответ­ствующее решение было принято 28 марта 1957 года на Коллегии Ми­нистерства электростанций. А ра­боты уже велись. В конце июля 56-го было начато строительство перемычки. Отсыпка грунта про­изводилась в основном автотран­спортом с разработкой и погруз­кой дизельными экскаваторами.
Судя по отчету дирекции ГЭС, за первый год строительства было освоено почти 40,5 млн. руб. на капитальные вложения и чуть больше сорока на строительно-монтажные работы по строительству ГЭС и линии электропередач Куйбышев-Саратов. Это всего 35 % от плана. Од­новременно строилась (но не по титулу гидростанции) железнодорожная ветка Пугачев-Балаково. Ситуация ос­ложнялась тем, что после приня­тия решения об измене­нии створа ГЭС проект­ная организация не мог­ла обеспечить задел рабочих проектов. Это сильно затрудняло орга­низацию работ и материально- технического снабжения. Не раз перепроектировались и подходы линии элект­ропередач Куйбышев- Саратов, и застройка го­рода. И такая неразбери- ха тянулась несколько лет.

Даже в начале 1959-го дирекция станции с со­жалением отмечала отсутствие ут­вержденного в должном порядке проектного задания на гидроузел и город. Пришлось создать свой самостоятельный проектный от­дел.
Еще одна проблема, на реше­ние которой дирекция станции пы­талась каким-то образом повли­ять, — это качество работ на стро­ительстве жил. городка. На первой общегородской конференции строителей,  которая прошла в Балакове в первой половине июня 1957 г., директор строящейся ГЭС Г. Го­лованов с сожалением отмечал, что хоть в городе и построено уже два 28-квартирных дома и четыре 32-комнатных общежития, но «строятся они без элементарных удобств, без водопровода, канали­зации, а в отдельных случаях и без отопительной системы», и придет­ся в этих домах «проводить неко­торые работы и дополнительно затрачивать средства». По его мне­нию, причина — в низкой органи­зации труда и непроизводитель­ном использовании техники и ме­ханизмов. Некоторые работы велись вруч­ную, а строительные материалы использо­вались нерациональ­но (несколько раз приходилось пере­крашивать, перебе­ливать, перестилать и т.п.). Это заметно влияло на себестои­мость строитель­ства. Голованов предлагал ввести строжайший режим экономии. Тем не менее основные работы ве­лись, и велись успешно. Уже 21 октября 1957 года на стройку по новенькой линии электропередач пришел ток с Куйбышевской ГЭС. А спустя все­го три дня заработал тогда самый мощный в Советском Союзе земснаряд под N9 1007. Его команда в 38 человек ждала, когда появится ток соответ­ствующей силы, ведь мощность всех электромоторов 1007-го рав­нялась почти 6 тыс. кВт, а это бо­лее чем в 2 раза превышало мощ­ность, которую тогда потребляло Балаково со всеми своими заво­дами, культурно-бытовыми учреж­дениями и населением. В час та­кая махина намывала 10тыс. м3 гид­ромассы, или 1 тыс. м3 грунта, что заменяло труд 30 тысяч рабочих.
Постепенно строительство Са­ратовской ГЭС превратилось в самую обыкновенную стройку. В 1959 году на очередном съезде КПСС была провозглашена химизация всей страны, и все силы балаковских строите­лей были брошены на новый, те­перь наиболее значимый объект: комбинат искусственного волокна. Но это совершенно не означает, что работы на строительстве ГЭС не велись. Строители без прежней шумихи первых дней работали в котловане, готовя его под здание ГЭС. В 1961 году в одном из своих ред­ких выступлений в местной прессе директор строящейся гидростанции Г. Голованов заверил, что «основ­ной размах строительства ГЭС начнется с 1962 года, а пуск агрега­тов будет осуществлен в 1964-м. Но он ошибся. Размаха в 62-м не последовало. Взяла свое химия: начал строиться химический завод. Однако в этот год все-таки началась уклад­ка первых кубометров бетона в ос­нование фундаментной плиты зда­ния станции, совмещенного с пло­тиной. Это произошло в июле, как-то незаметно, без митингов и громких публикаций. Балаковцам только и удалось узнать, что «честь положить 1-й бетон выпала женской комплексной бригаде Николашкиной Риммы».
А инженерная мысль продолжа­ла работать. Саратовская ГЭС должна была стать экспери­ментальной площад­кой для внедрения едва ли не всех нова­торских идей в строи­тельстве и гидроэнер­гетике.
Ленинградский ме­таллический заводд им. XXII съезда КПСС взял­ся освоить выпуск тур­бин специально для Саратовской ГЭС. Тогда это были крупнейшие в мире поворотно-лопа­стные машины, имею­щие диаметр рабоче­го колеса 10,3 м, мощностью по 59 тыс. кВт каждая. Кроме того, ленинградские конст­рукторы впервые в мире в порядке опыта изго­товили два горизонталь­ных агрегата мощностью около 50 тыс. кВт, с диа­метром рабочего коле­са — 7,5 м. Эти экспе­риментальные турби­ны после испытания на Саратовской ГЭС должны были использоваться на других электростанциях. Преиму­щество таких турбин заключалось в том, что строительство для них обходилось значительно дешевле.
Группа конструкторов завода «Уралгидроаппарат» под руко­водством ведущего конструктора В.И. Страхова впервые в СССР раз­работала оригинальный гидрогене­ратор для низконапорной Саратовской ГЭС, где разница уровней между верхним и нижним бьефами со­ставляет всего 8 метров. Это определи­ло особенности гидроагрегата — тихоходность и большие габариты.
Еще один эксперимент, кото­рый внедряли на строительстве Саратовской ГЭС, — широкое использо­вание сборного железобетона. По мнению новаторов, которых осо­бенно поддерживал начальник стройки Иванцов, у этого способа большие экономического и технического преимуще­ства. Сборные блоки весом в 200 тонн должны были доставляться на стро­ительную площадку уже готовыми.
Строителям оставалось лишь смон­тировать их на месте. Правда, для этого потребовались огромные козловые краны, и их заказали (опять же впервые в СССР) — на Днепропетровском металличес­ком заводе. Длина рабочего портала этих исполинов грузоподъемнос­тью 220 тон достигала 75 метров, а общее протяжение более 90 метров. Кран был способен поднимать грузы на высоту 17-этажного дома. Управлять машиной мог один человек с центрального пульта. Его кабину связывали с землей два лифта и радиотелефон.
Формовочный цех для сборных блоков был построен рядом с боль­шим бетонным заводом. Через цех проходило несколько железнодорожных путей: от арматурного завода непосред­ственно на монтажную площадку здания гидростанции. Инженеры утвер­ждали, что соответствующе обра­ботанный бетон по качеству будет не хуже традиционного. Они на­меревались удешевить и ускорить строительство ГЭС и поэтому доля сборного железобетона в соору­жении должна была составить око­ло 70 %. Но осваивать еще не отра­ботанную технологию уже было не­когда, и после многочисленных из­менений и уточнений, внесенных в проект, эта доля снизилась до 12%. Кроме того, пока шли споры, что лучше, грунт в котловане начал ра­зуплотняться, и, чтобы его закре­пить, потребовалось дополни­тельно уложить почти 900 тыс. м3 бетона. А это лишних 27 млн. руб. Начинать строительство здания ГЭС нужно было немедленно. Учи­тывая это, начальники «Главгидроэнергостроя», «Главтехстройпроекта» и Главного управления капитального строитель­ства Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР в конце декабря 1964 года  подготовили совместное решение, в котором предложили: «С 1 января 1965 года при­ступить к возведению здания Са­ратовской ГЭС с применением монолит­ного железобетона, как правило, во всех вертикальных конструкци­ях (бычки, стенки), ранее запроек­тированных в 200-тоных сборных железобетонных элементах». А первый крупногабаритный блок был изготовлен 27 марта 1965 года. 11 апреля он был установлен только что смонтированным краном-гигантом на 4-й секции. К тому времени ЦК ВЛКСМ объявил строительство гид­роузла в Балакове Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Важное для «Саратовгэсстроя» решение принял и областной комитет ВЛКСМ. На строи­тельство ГЭС решено направить в 1965 году 3 тыс. юношей и девушек Саратова и городов области. Начался второй этап строительства Саратовской ГЭС. Вот его основные вехи.
30 октября 1966 года
В сооружение ГЭС уложен мил­лионный м3 бетона.
22 февраля 1967 года
В этот день начала действовать ледовая трасса на правом берегу  Вол­ги. Грузоподъемность магистрали 8 тонн. Необходимо было доставить на другой берег 120 тыс. м3 горной массы, основные оборудование и механизмы. Это позволило в 1967 года начать перекрытие Волги с двух берегов. Эту трассу прозвали «до­рогой мужества».
18 марта 1965 года
В котлован ГЭС прибыл первый тепловоз ТГМ-1 -552 с 8-осной плат­формой, загруженной блоками общим весом 230 тонн.
Январь 1966 года
Металлисты Ленинградского завода им. XXII съезда КПСС прислали первые детали головной турбины. Первый статор турбины был смон­тирован спустя несколько дней.
25 января 1966 года
Участок Н.Г. Мошкина из управ­ления механизации строительных работ начал отсыпку камня в зону перекрытия Волги. Первую маши­ну горной массы доставил на лед шофер автотранспортной конторы № 1 Н.Н.Терновский.
24 мая 1967 года
Начался штурм Волги — отсып­ка каменного банкета через устье реки. Десятки машин с горной массой устремились к прорану.
30 июня 1967 года
В шахту турбины агрегата № 5 опущено первое рабочее колесо. С этого дня начался большой мон­таж сразу четырех гидроагрегатов.
17 июля 1967 года
Изготовлен 4000-й крупногаба­ритный элемент для ГЭС.
4 сентября 1967 года
В 20 часов 40 минут на первый пуско­вой агрегат установлен ротор. Сложная операция осуществлена бригадой Павла Юдина под руко­водством старшего прораба участка «Спецгидроэнергомонтаж» Павла Петровича Устинова.
10 сентября 1967 года
В котловане установлен после­дний сборный железобетонный элемент. В нем двадцатипятимил­лионный кубометр сборного желе­зобетона. Вся подводная часть ГЭС, кроме фундамента, оказалась сложенной из этих кубиков. Новая технология сократила сооружение гидроузла на год.
14 сентября 1967 года
Коллектив СУ-9 смонтировал последний крупногабаритный эле­мент.
17      сентября 1967 года
Завершилось строительство автодорожного моста через пло­тину ГЭС.
14 октября 1967 года
В течение полутора часов затоп­лен котлован ГЭС. Этот процесс на­чался в 14 часов 55 минут, когда прозву­чал символический взрыв, а буль­дозеры затем срезали последние метры верховой перемычки.
28-29 октября 1967 года
Вниз через створ проследова­ли последние четыре больших пло­та, объемами по 30 и 40 тыс. кубо­метров древесины. На следующий день, салютуя покорителям Вол­ги, вверх прошел последний теп­лоход «Рославль».
2 ноября 1967 года
Состоялось перекрытие Волги. Чтобы за этим могло наблюдать как можно больше людей, были орга­низованы специальные автобус­ные рейсы по маршруту «К/т “Кос­мос” — пристань», «Второй микрорайон — пристань», а с пристани балаковцев переправляли на горную террасу правого берега. В 10 часов 30 минут началь­ник строительства Иванцов дал ко­манду начать штурм Волги. И мощ­ный комплекс современной техни­ки обрушил на реку с моста первые тетраэдры. Украшенные флагами и транспарантами «Слава КПСС!», «Мы покорим тебя, Волга!», на мост въез­жали мощные КрАЗы. Первыми с левого берега — водители АТК-2 Черкасов, Харин, Иванов, Синяков, Антропов, с правого — водители ком­сомольско-молодежного экипажа Скиба, Задоркин и Мусафиров. Операция продолжалась 12 часов 30 минут вместо 36 часов по графику.
Наводка моста и закрытие про­рана на Волге привлекли к себе внимание центральных и местных газет, Всесоюзного и областного радио и те­левидения. Поэтому штаб пере­крытия предусмотрительно создал службу информации. Ее возглавил заместитель главного инженера «Саратовгэсстроя» Л.И.Кудояров.
О покорении Волги у Балакова подробно рассказали читателям «Правда», «Известия» и др. центральных газеты. В числе главнейших ново­стей о перекрытии прорана сооб­щило Всесоюзное и областное радио. Десятки тысяч балаковцев с инте­ресом смотрели репортажи на го­лубых экранах о героях перекры­тия, переданные Центральной и област­ной студиями телевидения.
26 ноября 1967 года
Волжская ГЭС им. В.И. Ленина (г. Куйбышев) начала сброс воды для наполнения Саратовского моря и про­крутки первых четырех пусковых гидроагрегатов.
15 декабря 1967 года
Перепад воды достиг 8 метров, дос­таточно, чтобы начать прокрутку первых агрегатов. В море накопле­но 7 млрд м3 воды. В ночь на 16 декабря волжская вода хлынула на лопас­ти рабочего колеса и заставила 1500-тонную турбину вращаться.
28 декабря 1967 года
В полдень группа энергетиков-наладчиков под руководством инженера В. Рудакова включает возбуждение, ведет регулировку синхронности тока. В этот же день дежурный инженер ГЭС Д. Тарасенко записывает в вахтенный журнал: «Первые агре­гаты Саратовской ГЭС поставлены под нагрузку».
2 января 1968 года
Саратовская ГЭС включена в Единую энергосистему страны. После 72 часов рабо­ты под нагрузкой- энер­гоблоки приняты Государственной комиссией в эксплуата­цию. К тому времени они выработали 14 млн. кВт-ч.
Тем временем строи­тельство ГЭС продолжа­лось. Не все еще агрега­ты были поставлены на свои места, да и по каче­ству того, что сделали строители, отмечалось немало претензий. «В наше распо­ряжение еще не предоставлена большая часть производственных помещений, где должны быть раз­мещены цеха с оборудованием, бы­товками, медпунктом и буфетом, — писал главный инженер станции Г. Некряченко в местной газете. — Персонал вынужден ютиться в бетонных по­мещениях, не имеющих дневного света и расположенных на отмет­ках ниже уровня нижнего бьефа. Отставание по сооружениям правого берега привело к таким трудно­стям, как содержание маслоподпитки кабеля 220 киловольт с вре­менной кровлей, под которую про­никает снег, дождь, искры от электросварки. Отставание возве­дения коридора обслуживания и кабельных галерей привело к по­явлению временных схем пожаро­тушения правого берега с временны­ми промежуточными насосами, что вызвало дополнительные удо­рожания в связи с прокладкой не предусмотренных проектом труб и кабеля. Отсутствие насосной прав, берега по осушению мокрой потерны вынуждает строителей са­мих временно обслуживать это хозяйство, эксплуатируя только насос­ную левого берега. Целиком комп­лекс по осушению мокрой потер­ны, как известно, не готов, а поэто­му мы не можем его принять.
И наконец, о досадных «мело­чах» по строительной части, кото­рые влияют на использование обо­рудования и ухудшают условия тру­да энергетиков. Речь идет о про­емах и перекрытиях, выпол­нении полов в машинном зале с бе­тонными нашлепками, отсутствии дневного света и постоянной кров­ли в машинном зале. Проникающая через временную кровлю вода от таяния снега либо от дождя не раз служила причиной неожиданной остановки агрегатов».
Впрочем, все недостатки ус­пешно устранялись.
15 июля 1968 года завершилось строительство железнодорожного моста через ГЭС.
22 декабря 1970 года
Под промышленную нагрузку встал агрегат № 22.
30 декабря 1970 года
В канун нового 1971 года дали ток последние два агрегата — № 23 и 24. Мощность ГЭС была доведе­на до 1 млн. 360 тыс. кВт.
26 ноября 1971 года
Государственная комиссия под председа­тельством Д.Г. Жимерина на зак­лючительном заседании подписа­ла акт о приеме Саратовской ГЭС им. Ле­нинского комсомола в промышленную эксплуатацию. Гидросиловое обо­рудование, сборный железобетон и отделка станции получили отлич­ную оценку комиссии.
В отличие от других станций волж­ского каскада Саратовской ГЭС не имеет водосливной плотины. Здание станции совмещено с глубинными водосборами.
Архитектурный проект Саратовской ГЭС разработан в Московском институте «Гидропроект» автор, коллективом под руководством главного архитектора про­екта В.М. Ваксмана, архитектора­ми В.М. Серебрянским, А.Ф. Бело­вым, Т.Г. Вороблевской, Р.А. Якубо­вым, А.П. Савич, Д.Е. Морозовым, В.А. Ланцовой, В.А. Осиным и др.
Саратовский гидроузел — это целос­тный архитектурный ансамбль, объединивший здание ГЭС, зем­ляные плотины, судоходные соору­жения, центральный пульт управления. Здание ГЭС выполняет несколько функций: является плотиной, регу­лирует сток Волги, через ГЭС про­ходят автомобильная и железнодорожные транспортные артерии, соединившие оба берега реки. С правого и левого бе­регов Волги к зданию ГЭС примы­кают земляные дамбы и плотины, образующие как бы единый архи­тектурный фронт, опоясывающий водохранилище. Четкий геометрический ритм железобетонных бычков агрегат­ных секций, здания ГЭС, пилонов железнодорожной эстакады зрительно объеди­няются широкой лентой остекле­ния машинного зала.
Главный  вход в ГЭС расположен на левом берегу. Между двумя крылья­ми производственных корпусов,за большим витражом, начинается машинный зал протяженностью бо­лее километра. Архитектурное ре­шение и отделка интерьера закры­той монтажной площадки и зала — колонны, облицованные золотис­тым камнем, черные гранитные полы, алюминиевый потолок со встроенными люминесцентными светильниками, создающими ил­люзию светлых проемов, — созда­ют впечатление, что мы вошли во дворец света, дворец электриче­ства. Здесь не чувствуешь себя оторванным от природы — через остекленные торцы зала хорошо просматриваются силуэты Балакова и правого берега Волги. Допол­няют эту связь с природой зимние сады, интересные по форме, с веч­нозеленой экзотической расти­тельностью, расположенные через каждые четыре агрегата.
Отделка стен, колонн, пола вы­полнена в мягких, теплых тонах. На этом спокойном, сдержанном фоне четко выделяются ярко-голу­бые верхушки головок гидроагре­гатов — основного оборудования ГЭС.
На правобережном примыка­нии к ГЭС расположено здание центрального пульта управления. В вести­бюле — большое панно, символи­зирующее энергию воды. За стек­лянной перегородкой — главный зал, мозг станции.
Сооружение Саратовской ГЭС явилось большой школой для строителей, инженеров и архитекторов. Здесь все — от технической идеи до элементов архитектурной отделки сооруже­ния — было проникнуто новаторс­кими решениями. Еще в период монтажа агрегатов по инициативе «Саратовгэсстроя» было принято решение выполнить на одной из секций здания ГЭС эксперимен­тальные образцы отделки машин­ного зала. В ходе этих работ были уточнены и выбраны окончатель­ные варианты отделки. Необходи­мо отметить творческий энтузи­азм коллектива спецуправления «Саратовгэсстроя» под руковод­ством Н.Л. Стряпчева, который разработал и внедрил ряд новых видов отделочных работ и матери­алов. В кратчайший срок на «Саратовгэсстрое» было создано оборудование для обработки кам­ня Березовского месторождения. Из этого камня — доломитизированного известняка — были изго­товлены великолепные плиты для облицовки колонн, стен.
В своем стремлении найти про­грессивные пути в архитектурном решении и отделке современных соору­жений архитекторы и строители широко применяли материалы, позволяющие одновременно ре­шать вопросы индустриальности и эстетики.
Комбинат промышленных пред­приятий «Саратовгэсстроя», на­пример, добился получения высо­кокачественных бетонных поверх­ностей панелей и железобетонных плит, лицевой слой которых без до­полнительной обработки отвечал всем архитектурным требованиям. Профилированный стальной лист, стекло профилит, стемалит, стекло­блоки — все новое, что выпускала наша промышленность, находило себе место и целесообразное при­менение на Саратовской ГЭС. Большую по­мощь стройке оказали саратовские заводы, изготовившие для машинного алюминиевые витражи, хромиро­ванное ограждение и многое другое.
Интересным новшеством было устройство в машинном зале моно­литного мозаичного пола типа «тераццо». По качеству работ отделка Саратовской  ГЭС не уступает лучшим об­разцам советской архитектуры и, в частности, Московскому метро.
А 29 ноября 1972 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении особо отли­чившихся работников «Саратовгэсстроя» и Саратовской  ГЭС им. Ленинского комсомола. 
Саратовская ГЭС — седьмая ступень волжского каскада гидростанций — стала на Волге третьей по мощно­сти после Куйбышевской (теперь Жигулевской) и Сталинградской (теперь Волжской) ГЭС. Волжские ГЭС, кроме выработки дешевой электроэнергии, решали еще не­сколько важных проблем: обеспе­чивали гарантированные глубины для судоходства на реке, которая в знойные годы местами высыхала до мелководной речки, помогали орошать и осваивать засушливые волжские земли, контролировать ход половодий и паводков, из-за которых ежегодно затапливались и разрушались деревни и села.
За большие заслуги комсомоль­цев и молодежи при строительстве гидроэлектростанции 18 мая 1970 года Саратовской ГЭС было присвоено имя Ленинского комсомола, и надпись, извещающая об этом, до сих пор гордо красуется на центральном фасаде ма­шинного зала. Саратовская ГЭС является настоящим памятником великих свершений великого народа.
Сегодня эксплуатация ГЭС — это ежегодно более 5,7 млрд кВт • ч качественной и экологически чис­той электроэнергии, покрывающей пики энергопотребления (почти 15 % от электричества, генерируе­мого в Саратовской области). С вводом ГЭС Саратовская энергосистема, ранее дефи­цитная по мощности, стала избы­точной. При необходимости гидро­станция способна в течение не­скольких минут набрать проектную мощность и погасить пиковые на­грузки в Единой энергетической системе Европейской части стра­ны. Саратовский гидроузел является ком­плексным объектом, т.к. затраги­вает интересы не только энергети­ки, но и топливодобывающей про­мышленности, водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства
За 40 лет работы ГЭС выработа­но и выдано в энергосистему России более 215 млрд кВт • ч электроэнер­гии. На гидростанции сложился уникальный квалифицированный коллектив эксплуатационников общей численностью 210 человек.
С 2005 года ОАО «Саратовская ГЭС» вхо­дит в Клуб миллиардеров Саратовской области — объем товарной продукции превышает миллиард руб. Кроме того, станция входит в число круп­нейших налогоплательщиков области. На станции проходит масштабная программа реконструкции и технического перевооружения. Первые гидроаг­регаты модернизировали в 1995 году, а к 2020 году планируется полностью обновить все основное и вспомо­гательное оборудование, заме­нить его на современное, более на­дежное. Кроме того, реализуется экологическая политика, которая направлена на усиление природо­охранной деятельности при эксп­луатации ГЭС. Проводимые рабо­ты обеспечат надежность, безава­рийность эксплуатации станции, соответствие всем современным требованиям, в т.ч. экологичес­ким, бесперебойную выдачу элек­троэнергии потребителям, в Еди­ную энергосистему страны.
Материал : Балаковская народная энциклопедия  / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с.

1 комментарий :

  1. Перед тем, как начинать любое строительство на участке, сначала изготавливаются геодезические исследовательские работы, а этого съемки. Данные работы вынос в натуру в москве разрешают получить очень точные характеристики расстояния, углов и высот, найти границы и площадь участка, а его географическое координаты. Топографическая же съемка устанавливает приобретенные данные, еще может построить трехмерную модель местности. В последнее время чаще всего употребляется съемка в солидном масштабе. Она служит цели обновления генеральных планов и составления чертежей.

    ОтветитьУдалить