Судостроительный судоремонтный завод



СУДОРЕМОНТНЫЙ З-Д (СРЗ).
В 1913 году начинается строитель­ство элеватора и бухты для поста­новки барж под погрузку зерна. В 1915 году выемка бухты закончи­лась, и естественный затон, обра­зованный рукавами Волги, расши­рился до удобных размеров.
Но впервые пароходы встали здесь на зимовку в конце 1919 года. Их было три. Для ремонта судов открылись мастерские на улице Красной Звезды, на территории бывшего завода братьев Николая и Леонтия Мами­ных. У его рабочих уже был опыт: в 1914 году они построили первый ба­лаковский пароход «Марс», который со­вершал регулярные рейсы между Балаковом и Вольском. В мастер­ской не хватало станков и инстру­ментов, а литейный цех был очень тесным. Но тот ремонт, который сделали балаковцы, наверное, вполне удовлетворил заказчика, и 26 октября 1920 года комитетом государственных соору­жений республики было принято решение организовать в Балакове строительство судов из железобе­тона. Чтобы осуществить этот ам­бициозный проект, понадобилось больше производственных площа­дей, и мастерские переводят в бо­лее просторные цеха бывшего завода «Муравей», который до революции принадлежал купцам Задкову и Лобанову (теперь это так называ­емый старый СРЗ на ул. Коммунис­тической). Однако железобетонные суда так и остались революционной мечтой. У молодой Советской республи­ки просто не было на это денег. Мало того, даже те задания по ре­монту, которые давали балаковцам, выполнялись медленно. Произ­водство большинства деталей не освоили, даже так необходимые для судовых машин втулки приво­зили с Коломенского завода за огром­ные для того времени деньги — 450 руб. Поэтому в 1924 году правле­ние Волжского пароходства реши­ло закрыть Балаковский СРЗ, как нерен­табельный. Но балаковцы не соби­рались терять заказы. Они усовер­шенствовали станки, снизили сто­имость втулки до 95 руб., доказав тем самым, что предприятие мо­жет работать с экономией.
Судоремонтный завод быстро преображался. На месте самых ветхих цехов строили новые: кузнечный, столярный, мо­дельный, меднотрубный. Мелкие примитивные станки заменили мощными, усовершенствованными. Поставили дизели. В затоне тоже появились дома и подсобные цехи.
Уже в 1927-28 гг. по сравнению с 1925-м программа была увели­чена в 3 раза. В 1928 году была пост­роена и введена в эксплуатацию серия грузовых теплоходов серии «Большая Данилиха» грузоподъ­емностью 3,5 тыс. т и экипажем в 37 человек и «Малая Данилиха» гру­зоподъемностью 2 тыс. 160 т и эки­пажем в 36 человек.  В 1933-36 гг. на Балаковском СРЗ пришли теплоходы этой серии: «Грузия», «Якутия», «Башкирия», «Белоруссия», «Каре­лия», «Украина», «Абхазия», «Арме­ния», «Киргизия», «Черкесия» и др.
В 1932 году на СРЗ стали приме­нять электросварку, и тогда же здесь построили первые парохо­ды по заказу Москвы: водные трам­ваи «Динамовец» и «Энергетик».
К тому времени у водников уже были свои клуб, кинотеатр, детс­кий садик и площадка для отдыха (сад речников, который на много лет стал единственным в Балакове городским парком культуры), лучшая на Волге больница, консультации ма­тери и ребенка, четыре 3-этажных дома для рабочих и специалистов, здание ФЗУ, рабфак и политех-м. Водники стали главной рабочей силой Балакова.
В1933-34 гг. руками балаковских су­достроителей на воду должно было быть спущено 4 мощных неф­тевоза, в 1935-36 гг. — 4 пасса­жирских парохода. Но этого не произошло.
Средне-Волжское пароходство стало задерживать финансирова­ние, и возникли проблемы с выпол­нением плана. Но и эти трудности были преодолены. На СРЗ было развернуто стахановское движе­ние. Его зачинателем стал токарь И. Залётов. Он выполнял по не­скольку норм и учил других, как это делать.
Уже 25 ноября 1938 года на пред­приятии было заложено 5 катеров- газоходов, заказанных Наркоматом речного флота и предназначавших­ся для работы на мелководных ре­ках. А в 1939 году в Балакове построе­но два теплохода для Камского па­роходства мощностью машин каждого 800 л.с., которые назвали «Александр Невский» и «Анри Барбюс». В результате накануне ВОВ план перевыполнялся, и на СРЗ по­явились первые орденоносцы: И. Залетов и кузнец П. Краснобаев.

В сентябре 1941 года  Балаковскому СРЗ был присвоен номер эвакуированного в Балаково Ленинградского СРЗ- 661. Завод перешел на производство военной продукции. В начале войны был дан заказ на изготовление лож для автоматов, коробок для патронов, крючков-зажимов. Большинство деталей делалось вручную. Здесь изготавливали корпуса снарядов, мин, гранат и светящихся авиабомб.
Было немало и специфических, «судоремонтных» заказов: военные катера типа канонерских лодок (из буксиров «Усыскин», «Громов» и «Руднев»), тральщики, санитар­ное судно для перевозки раненых (из парохода «Горьковская комму­на»), где сделали палаты и опера­ционный зал, лифты для подъема раненых. На заводе также выпуска­лись лодки-волокуши, рассчитан­ные на установку пулемета и пере­таскивание его через водные пре­грады. Материалом для них служили дубовые ободья колес. Они распа­ривались, выпрямлялись, распили­вались на тонкие рейки, из которых и собирался корпус лодки-волокуши. Склеивался он казеиновым кле­ем, а затем обклеивался фанерой. Очень прочно получалось. Таких ло­док-волокуш было изготовлено бо­лее 7 тыс. штук. Потом из-за отсут­ствия для них материалов произ­водство их прекратилось.
Еще одним видом военной продукции были «фоги» — бочо­ночки с соплом сверху. Они свари­вались из 5-6 мм железа. Запол­ненные термитом, они должны были служить на фронте своеобразным огневым заграждением от фашистских танков. Их было изготовлено около 7-8 тыс. штук. После войны работа СРЗ вернулась в прежнее, мирное русло. Заказов по ремонту было достаточно.
С 1948 году на Сормовском заводе началось серийное производство грузовых теплоходов типа «Боль­шая Волга» грузоподъемностью 2 тыс. тонн. На Балаковском СРЗ прибыли первые суда этого типа: «Аджария», «Ленинград», «Запорожье». Всего с 1948 года поступило 40 судов тако­го типа.
С начала 50-х гг. на речном транспорте повсеместно внедря­ется дистанционное управление, суда оборудуются электрогидравлическими машинными телегра­фами. Заказ на их изготовление поступил и на Балаковский  СРЗ. Кроме того, на предприятии выпускалось большое количество деталей к судовым дизелям (втулки, валы, муфты, поршни, запчасти к насосам), ли­тье чугунное от 600 до 300 т, литье цветное 30-45 тонн, поковки 200- 260 тонн в год.
В 1957 году в балаковском затоне зимо­вали следующие суда: «Йошкар- Ола», «Караганда», «Камышин», «Сталинград», «Седов», «Уриц­кий», «Осетия», «Товарищ Микоян», «Аджария», «Латвия».
К концу 1961 года на СРЗ изгото­вили дебаркадер для Саратовского речно­го вокзала. В 1965 году выпускаемые на заводе 5-тонные грейферы (грузозахват­ное приспособление) за высокое качество исполнения получили зо­лотую медаль ВДНХ и стали экс­портироваться в Корею.
В связи с постройкой Саратовской  ГЭС и появлением Саратовского водохранилища СРЗ ли­шился старого затона, и в 1970 году у предприятия появилось новое отделение на берегу судоходного ка­нала — слип, способный на своих стапелях принять более 20 судов типа «Большая Волга». В общей сложности он составлял около 900 м2 и был на то время единственным на Волге, который имел полное твердое покрытие. Открытие этой производственной площадки по­зволило ремонтировать подвод­ную часть корпуса судов, чего ра­нее на СРЗ не делали. Год построй­ки наклонной части — 1968 г., горизонтальной — 1968-77 гг.
С 1977 года слип заработал на пол­ную мощность. Ежегодно здесь ре­монтировалось около 150 судов. В целом в бухте производится зимний отстой и ремонт самоход­ного, несамоходного, транзитно­го и местного флота.
В 1990 году Балаковский СРЗ возглавил В.И. Горынцев. Это было время коренного преобразования экономики. По сравнению с 1986 годом в 1990 году количество транспортных су­дов в Волжском объединенном речном пароходстве (ВОРП) уменьшилось с 702 до 599. Прак­тически все предприятия отрасли снизили выпуск продукции, в т.ч. судовых механизмов, изделий и запчастей. К 1990 году снижение объемов по судостроению про­изошло во всех пароходствах от­расли: если в 1985 году было постро­ено 622 судна, то в 1990 — только 440. К тому же резко уменьшилась закупка флота за рубежом. Таким образом, наметилась тенденция к сокращению и старению речного флота. Отсутствие заказов на пе­ревозки привели к огромным про­стоям: всего около 25 % флота оказалось востребованным, ос­тальная часть или простаивала в затонах или переоборудовалась на морской тип перевозок, прода­валась в частные руки, уходила на металлолом. Финансовое положе­ние ВОРП оказалось настолько тя­желым, что в связи с этим стали закрываться некоторые базы по отстою флота. К сожалению, это коснулось и производственной деятельности Балаковского судоремзавода.
3авод перешел на выполнение за­казов с коротким сроком исполне­ния, потеряв из-за тяжелого эко­номического положения все долгосрочные перспективные заказы. Так, делая к середине 80-х гг. до 2 тысяч кры­шек судовых двигателей в год, те­перь завод стал выполнять их до 500 и с трудом продает потребителям. Объем судоремонтных работ, со­ставлявших к концу 80-х гг. 60 % загрузки предприятия, в начале 90-х гг. упал до 20 % при полном отсутствии заказов от основного судовладельца АО СК «Волжское пароходство». Заказы поступали только от мелких судовладельцев, которые стали покупать списан­ный флот. Однако, находясь в труд­ном финансовом положении, они не всегда могли оплатить выпол­ненные судоремзаводом работы.
В мае 1993 года  Балаковский СРЗ акци­онируется и становится АООТ. В 1994 году он разделился на судо­ремонтное предприятие и базу технического обслуживания флота. В феврале 1994 года Балаковская БОТФ была зареги­стрирована как самостоятельное предприятие, занимающееся ре­монтом судов на договорной ос­нове. В состав приписного к Балаковскому СРЗ флота на этот период входи­ли 47 самоходных сухогрузов об­щей грузоподъемностью 201 тыс. 600 тонн, 6 несамоходных сухогрузов (16 тыс. 950 тонн), 2 буксира, 2 вспо­могательных технических и обслуживаю­щих судна. Однако не востребованность флота и нарастающая непла­тежеспособность предприятия, в конце концов, привели в 1998 году к ликвидации базы, в результате чего весь флот был отправлен на Городецкую и Волжскую базы. Та­ким образом, приписной флот, просуществовавший при Балаковском судоремонтном заводе 36 лет (1958- 94 гг.), был ликвидирован.
Но благодаря принятым мерам завод снова начал получать прибыль. 3авод продолжает жить.
Материал: Балаковская народная энциклопедия  / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с.

Комментариев нет :

Отправить комментарий