СУДОРЕМОНТНЫЙ З-Д (СРЗ).
В 1913 году начинается
строительство элеватора и бухты для постановки барж под погрузку зерна. В
1915 году выемка бухты закончилась, и естественный затон, образованный
рукавами Волги, расширился до удобных размеров.
Но впервые пароходы
встали здесь на зимовку в конце 1919 года. Их было три. Для ремонта судов
открылись мастерские на улице Красной Звезды, на территории бывшего завода
братьев Николая и Леонтия Маминых. У его рабочих уже был опыт: в 1914 году они
построили первый балаковский пароход «Марс», который совершал регулярные
рейсы между Балаковом и Вольском. В мастерской не хватало станков и инструментов,
а литейный цех был очень тесным. Но тот ремонт, который сделали балаковцы,
наверное, вполне удовлетворил заказчика, и 26 октября 1920 года комитетом
государственных сооружений республики было принято решение организовать в
Балакове строительство судов из железобетона. Чтобы осуществить этот амбициозный
проект, понадобилось больше производственных площадей, и мастерские переводят
в более просторные цеха бывшего завода «Муравей», который до революции
принадлежал купцам Задкову и Лобанову (теперь это так называемый старый СРЗ на
ул. Коммунистической). Однако железобетонные суда так и остались революционной
мечтой. У молодой Советской республики просто не было на это денег. Мало того,
даже те задания по ремонту, которые давали балаковцам, выполнялись медленно.
Производство большинства деталей не освоили, даже так необходимые для судовых
машин втулки привозили с Коломенского завода за огромные для того времени деньги
— 450 руб. Поэтому в 1924 году правление Волжского пароходства решило закрыть
Балаковский СРЗ, как нерентабельный. Но балаковцы не собирались терять
заказы. Они усовершенствовали станки, снизили стоимость втулки до 95 руб.,
доказав тем самым, что предприятие может работать с экономией.
Судоремонтный завод
быстро преображался. На месте самых ветхих цехов строили новые: кузнечный,
столярный, модельный, меднотрубный. Мелкие примитивные станки заменили
мощными, усовершенствованными. Поставили дизели. В затоне тоже появились дома и
подсобные цехи.
Уже в 1927-28 гг. по
сравнению с 1925-м программа была увеличена в 3 раза. В 1928 году была построена
и введена в эксплуатацию серия грузовых теплоходов серии «Большая Данилиха»
грузоподъемностью 3,5 тыс. т и экипажем в 37 человек и «Малая Данилиха» грузоподъемностью
2 тыс. 160 т и экипажем в 36 человек. В
1933-36 гг. на Балаковском СРЗ пришли теплоходы этой серии: «Грузия», «Якутия»,
«Башкирия», «Белоруссия», «Карелия», «Украина», «Абхазия», «Армения»,
«Киргизия», «Черкесия» и др.
В 1932 году на СРЗ стали
применять электросварку, и тогда же здесь построили первые пароходы по заказу
Москвы: водные трамваи «Динамовец» и «Энергетик».
К тому времени у
водников уже были свои клуб, кинотеатр, детский садик и площадка для отдыха
(сад речников, который на много лет стал единственным в Балакове городским
парком культуры), лучшая на Волге больница, консультации матери и ребенка,
четыре 3-этажных дома для рабочих и специалистов, здание ФЗУ, рабфак и
политех-м. Водники стали главной рабочей силой Балакова.
В1933-34 гг. руками
балаковских судостроителей на воду должно было быть спущено 4 мощных нефтевоза,
в 1935-36 гг. — 4 пассажирских парохода. Но этого не произошло.
Средне-Волжское
пароходство стало задерживать финансирование, и возникли проблемы с выполнением
плана. Но и эти трудности были преодолены. На СРЗ было развернуто стахановское
движение. Его зачинателем стал токарь И. Залётов. Он выполнял по нескольку
норм и учил других, как это делать.
Уже 25 ноября 1938 года
на предприятии было заложено 5 катеров- газоходов, заказанных Наркоматом
речного флота и предназначавшихся для работы на мелководных реках. А в 1939
году в Балакове построено два теплохода для Камского пароходства мощностью
машин каждого 800 л.с., которые назвали «Александр Невский» и «Анри Барбюс». В
результате накануне ВОВ план перевыполнялся, и на СРЗ появились первые
орденоносцы: И. Залетов и кузнец П. Краснобаев.
В сентябре 1941 года Балаковскому СРЗ был присвоен номер
эвакуированного в Балаково Ленинградского СРЗ- 661. Завод перешел на
производство военной продукции. В начале войны был дан заказ на изготовление
лож для автоматов, коробок для патронов, крючков-зажимов. Большинство деталей
делалось вручную. Здесь изготавливали корпуса снарядов, мин, гранат и светящихся
авиабомб.
Было немало и
специфических, «судоремонтных» заказов: военные катера типа канонерских лодок (из
буксиров «Усыскин», «Громов» и «Руднев»), тральщики, санитарное судно для
перевозки раненых (из парохода «Горьковская коммуна»), где сделали палаты и
операционный зал, лифты для подъема раненых. На заводе также выпускались
лодки-волокуши, рассчитанные на установку пулемета и перетаскивание его через
водные преграды. Материалом для них служили дубовые ободья колес. Они распаривались,
выпрямлялись, распиливались на тонкие рейки, из которых и собирался
корпус лодки-волокуши. Склеивался он казеиновым клеем, а затем обклеивался фанерой.
Очень прочно получалось. Таких лодок-волокуш было изготовлено более 7 тыс. штук.
Потом из-за отсутствия
для них материалов производство их прекратилось.
Еще одним видом военной
продукции были «фоги» — бочоночки с соплом сверху. Они сваривались из 5-6 мм железа. Заполненные термитом,
они должны были служить
на фронте своеобразным огневым заграждением от фашистских танков. Их было изготовлено около 7-8 тыс.
штук. После войны
работа СРЗ вернулась в прежнее, мирное русло. Заказов по ремонту было достаточно.
С 1948 году на
Сормовском заводе началось серийное производство грузовых теплоходов типа «Большая
Волга» грузоподъемностью 2 тыс. тонн. На Балаковском СРЗ прибыли первые суда
этого типа: «Аджария», «Ленинград», «Запорожье». Всего с 1948 года поступило 40
судов такого типа.
С начала 50-х гг. на
речном транспорте повсеместно внедряется дистанционное управление, суда
оборудуются электрогидравлическими машинными телеграфами. Заказ на их изготовление
поступил и на Балаковский СРЗ. Кроме
того, на предприятии выпускалось большое количество деталей к судовым дизелям
(втулки, валы, муфты, поршни, запчасти к насосам), литье чугунное от 600 до
300 т, литье цветное 30-45 тонн, поковки 200- 260 тонн в год.
В 1957 году в
балаковском затоне зимовали следующие суда: «Йошкар- Ола», «Караганда»,
«Камышин», «Сталинград», «Седов», «Урицкий», «Осетия», «Товарищ Микоян»,
«Аджария», «Латвия».
К концу 1961 года на СРЗ
изготовили дебаркадер для Саратовского речного вокзала. В 1965 году выпускаемые на заводе 5-тонные грейферы
(грузозахватное приспособление) за высокое качество исполнения получили золотую
медаль ВДНХ и стали экспортироваться в Корею.
В связи с постройкой
Саратовской ГЭС и появлением
Саратовского водохранилища СРЗ лишился старого затона, и в 1970 году у предприятия
появилось новое отделение на берегу судоходного канала — слип, способный на
своих стапелях принять более 20 судов типа «Большая Волга». В общей сложности
он составлял около 900 м2 и был на то время единственным на Волге,
который имел полное твердое покрытие. Открытие этой производственной площадки
позволило ремонтировать подводную часть корпуса судов, чего ранее на СРЗ не
делали. Год постройки наклонной части — 1968 г., горизонтальной — 1968-77 гг.
С 1977 года слип
заработал на полную мощность. Ежегодно здесь ремонтировалось около 150 судов.
В целом в бухте производится зимний отстой и ремонт самоходного,
несамоходного, транзитного и местного флота.
В 1990 году Балаковский
СРЗ возглавил В.И. Горынцев. Это было время коренного преобразования экономики.
По сравнению с 1986 годом в 1990 году количество транспортных судов в Волжском
объединенном речном пароходстве (ВОРП) уменьшилось с 702 до 599. Практически
все предприятия отрасли снизили выпуск продукции, в т.ч. судовых механизмов,
изделий и запчастей. К 1990 году снижение объемов по судостроению произошло во
всех пароходствах отрасли: если в 1985 году было построено 622 судна, то в
1990 — только 440. К тому же резко уменьшилась закупка флота за рубежом. Таким
образом, наметилась тенденция к сокращению и старению речного флота. Отсутствие
заказов на перевозки привели к огромным простоям: всего около 25 % флота оказалось востребованным, остальная
часть или простаивала в затонах или переоборудовалась на морской тип перевозок,
продавалась в частные руки, уходила на металлолом. Финансовое положение ВОРП
оказалось настолько тяжелым, что в связи с этим стали закрываться некоторые
базы по отстою флота. К сожалению, это коснулось и производственной
деятельности Балаковского судоремзавода.
3авод перешел на
выполнение заказов с коротким сроком исполнения, потеряв из-за тяжелого экономического
положения все долгосрочные перспективные заказы. Так, делая к середине 80-х гг.
до 2 тысяч крышек судовых двигателей в год, теперь завод стал выполнять их до
500 и с трудом продает потребителям. Объем судоремонтных работ, составлявших к
концу 80-х гг. 60 % загрузки предприятия, в начале 90-х гг. упал до 20 % при
полном отсутствии заказов от основного судовладельца АО СК «Волжское
пароходство». Заказы поступали только от мелких судовладельцев, которые стали
покупать списанный флот. Однако, находясь в трудном финансовом положении, они
не всегда могли оплатить выполненные судоремзаводом работы.
В мае 1993 года Балаковский СРЗ акционируется и становится
АООТ. В 1994 году он разделился на судоремонтное предприятие и базу технического
обслуживания флота. В феврале 1994 года Балаковская БОТФ была зарегистрирована
как самостоятельное предприятие, занимающееся ремонтом судов на договорной основе.
В состав приписного к Балаковскому СРЗ флота на этот период входили 47
самоходных сухогрузов общей грузоподъемностью 201 тыс. 600 тонн, 6
несамоходных сухогрузов (16 тыс. 950 тонн), 2 буксира, 2 вспомогательных технических
и обслуживающих судна. Однако не востребованность флота и нарастающая неплатежеспособность
предприятия, в конце концов, привели в 1998 году к ликвидации базы, в
результате чего весь флот был отправлен на Городецкую и Волжскую базы. Таким
образом, приписной флот, просуществовавший при Балаковском судоремонтном заводе
36 лет (1958- 94 гг.), был ликвидирован.
Но благодаря принятым
мерам завод снова начал получать прибыль. 3авод продолжает жить.
Материал: Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов : Приволжское издательство, 2007. - 536 с.
|
Поиск по этому блогу
Меню выпадающее
- Главная
- Симфония родной природы
- Книга твоего формата
- Проверь свои знания
- Архитектура
- Балаковский район
- Имена и судьбы Изобретатели Музыканты и актеры Строители и архитекторы Купцы Художники Военачальники Спортсмены Врачи
- Летопись мужества Герои Балаковской земли У войны не женское лицо Дети войны Дневники памяти
- Герои СВО
- Промышленность Энергетические предприятия Предприятия химической промышленности Предприятия производства строительных материалов Предприятия легкой промышленности Предприятия пищевой промышленности Металлургические предприятия Машиностроительные предприятия
- Музейная экспозиция "Наследие" Говорят музейные экспонаты Назад в прошлое Читаем время!
Комментариев нет :
Отправить комментарий