Рынок рабочей силы

С отменой крепостного права в России ускорился процесс формирова­ния рыночной экономики. Не осталось в сторо­не от исторического развития и удельное село Балаково. Причем на документальных фактах можно выделить наличие всех трех частей ры­ночной экономики: рын­ка рабочей силы, рынка капитала и рынка то­варов.

Появлению рынка рабочей силы способство­вала политика прави­тельства о переселении семей из густонаселен­ных губерний централь­ной части Европейской России в малонаселен­ные степные уезды За­волжья. По данным 1862 года в селе Балакове проживало 2870 жителей обоего пола, а по переписи 1887 года здесь зарегистрировали 2726 коренных балаковцев и 13269 посторонних.

К тому времени многие сумели обзавестись своим хозяйством. В 1887 году коренное насе­ление размещалось в 656 дворах, а посторон­ние уже имели 1675 домов, построенных на арендованных землях. Проживали здесь и 2874 человека бездом­ных. Они-то и послужи­ли основой для рынка рабочей силы.

Кроме них приезжали на сезонные работы му­жики из других городов. Многие рядились в арте­ли косарей, плотников или грузчиков. Косарей нанимали помещики и крепкие крестьяне, кото­рые сами не успевали вовремя выкосить травы или убрать урожай хле­бов, Рожь и пшеницу жали серпами или коси­ли косами.

В Балакове по воск­ресным дням на Сенном базаре (был такой не­далеко от музея Чапае­ва) собирались несколь­ко тысяч косарей. Фор­мы найма были ориги­нальны и весьма харак­терны для земледелия того периода. Наемные рабочие уговаривались продать свой труд подо­роже, а наниматели ис­кал и косарей подешевле. Некоторые прижими­стые крестьяне-нани­матели хорошо знали, что уговорить подешевле можно после того, как опустеют котомки с продуктами у косарей, т, е. бедный и голодный мужик сговорчивей ос­тальных. Поэтому хит­рые наниматели ходил и по рядам косарей и пал­кой ощупывали за их спинами котомки.

Мужики-хуторяне и немцы-колонисты обыч­но к таким оскорбительным действиям не прибегали. Наоборот, отбирали себе работников справных и сытых и пла­тили им на 15—20 процентов дороже, чем мелкие крестьяне-собственники. Но зато и трудиться на их полях приходилось гораздо больше, чем там, где хозяйство­вали охотники до дешевой рабочей силы. Вообще, мужики-хуторяне и немцы Поволжья избега­ли нанимать работников, служивших ранее во владельческих экономи­ях, где труд был менее интенсивен.
Вы у нас не выдержите, — говорили они таким косарям. Те, кто был послабее здоровьем и силой, нанимались в работники к крестьянам-огородникам поливать и полоть грядки, планта­ции огурцов и других овощей. Сколько стоил труд косарей, сказать, в общем-то, трудно, но, по словам старожила А. И. Марьина, на плантациях крестьян Крючковых и Жирковых платили по 40 копеек в день муж­чинам и по 25 копеек женщинам.
В Балакове в Топорнинских улицах (у о. Линево) жили наемные плотники, а на берегу Балаковки — грузчики. Очевидно, плотники по­лучали за квалифика­цию побольше косарей и грузчиков, хотя у по­следних труд требовал большой физической си­лы и сноровки. Как вспоминает А. И. Марь­ин, десятником артели плотников был его род­ственник З. И. Удалов. Нанимались «рубить» деревянные избы кресть­янам и плотники И. С. Чапаев с сыновьями и Трегубовы. Почетно бы­ло поступить на завод механика Ф. А. Блинова.

Среди первых рабо­чих завода Ф. А. Блинова были токари И. И. Седышев, М. Ф. Серяев, Е. А. Дмитриев, литей­щики братья М и А. Афанасьевы, А. Д. Нау­мов, слесари И. Коробков и Яков Мамин - будущий основатель соб­ственного завода нефтяных двигателей и трак­торов. На заводе Ф. А. Блинова в 1890 году труд стоил от 50 копеек до 1 рубля 30 копеек в день.
Итак, с появлением земледельческого и про­мышленного труда в Балакове появился про­летариат, появился ры­нок рабочей силы.


А. ДЕРЕВЯНЧЕНКО, краевед.

Комментариев нет :

Отправить комментарий