О прошлом память возвращая...

Накануне первой мировой войны Балаково продолжал оставаться центром волж­ской хлебной торговли. Через город проходило до семи миллионов пудов зерна, в основном пшеницы, которая своим качеством славилась на весь мир, и немалая часть ее шла за границу, Балаковская пристань принимала в среднем по 2—3 млн. кубометров леса в год. Частично лес перерабаты­вался на местных лесо­пильнях, продавался в Ни­колаевский уезд и другие безлесные районы За­волжья.

Это два основных нап­равления торговли. Но го­род не мог существовать только хлебом и лесом. Балковка, Линевка, рукава Волги, ее чистые воды ки­шели рыбой, и рыбный базар занимал два квартала. Осетров продавали в рост человека. В историческом музее Балакова среди кре­стьянской посуды есть икорница, откуда икру черпали ложками.

Основу промышленности составляли судоремонт­ный завод и  производство нефтяных двигателей. Дей­ствовали кожевенные и кирпичные заводы, выпускались пожарные насосы и сельхозорудия, развивалось кузнечное дело. Где зерно - там и мукомольные предприятия. В начале века балаковские мукомолы содержали семь механиче­ских мельниц.

И, конечно же, процвета­ли отрасли, продукция и услуги которых предназна­чались непосредственно человеку. На широкую но­гу поставили балаковцы гончарное производство. Причем, продавалось толь­ко местное — привозные изделия не требовались. Сегодня люди годами ищут гончарную посуду (пища, приготовленная в ней, от­личается особо высокими вкусовыми качествами), но безуспешно.


Немало мастеров рабо­тало с красным деревом. Появлялись мебельные, сто­лярные мастерские. В ос­новном в реализацию шла мебель местного производ­ства, Немалая часть ее, по сути, представляла со­бой произведения декора­тивно - прикладного ис­кусства. Не в убыток действовало картузное про­изводство.


Исправно работали пе­карни и кондитерские. Хлеб выпекался и продавался самый разный. От всем доступного дешевого до белых французских було­чек стоимостью в пятачок, пирожных и тортов.  
Все бойкие места занимали чайные, пивные, шинки, трактиры. В «обжиралов­ках» готовили «щи люд­ские» — на порцию уходи­ло по фунту мяса. Пекли в них пироги, черный хлеб с неповторимым ароматом. Несколько маслобоен сби­вали масло, пользовалась популярностью продукция колбасного производства. Иногда ребятишки, драз­нясь между собой, крича­ли:

Чижик-пыжик, колбаса
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться
Лошадь не годится.
Значит, детки-то знали, что слово колбаска-то обозначает.

По рассказам старожи­лов, бакалейные лавки от­личались богатейшим ассортиментом товаров. По­мимо обязательного набо­ра круп, сахара, сухофрук­тов и других товаров про­давались морошка, клюква — ягоды, которые здесь не произрастают. Выходит, имелись связи с северными районами. Зимой в крещен­ские морозы торговля пред­лагала яблоки, цитрусовые, прекрасный свежий вино­град. Когда Иван Василье­вич Мамин, бывший владелец машиностроительного завода имени Дзержинско­го (Волжский дизель имени Маминых), устраивал елки для детей своих рабочих, в большие подарочные наборы входили орехи трёх видов, пряники, печенье, самые разные конфеты и свежий виноград.
Опыт, накопленный в той или иной отрасли, предавался из поколения в поколение. Потомственными были, например, парикмахеры Умрихины.

В 1882 году Иван Петрович Зефиров основал первый фотопавильон. За ним собственное дело организовали фотографы Горбухов, Евдокимов, Жидков. Когда к Евдакимову приходили за фотографией, а Иван Яковлевич замечал на ней невидимый опытному взгляду дефект, он буквально умолял клиента перефотографироваться, чтобы получить более качественный снимок.

Надо отметить, что в том, прежнем Балакове качеству, долговечности придавали особое значение. Когда сокрушали Троицкий собор и церковь Иоанна Богослова, раствор оказался настолько прочным, что не могли отделить кирпич от кирпича.

Изготовляли не просто качественные, а удивительные по красоте вещи. В музее истории есть лампа из коллекции Е.И. Триля, которые не просто красивы. Устроены они так, что свет от них настраивает на миротворческий лад, облагораживает человеческую душу.


Торговля в городе бурно развивалась, и надо было позаботиться о перспективе. В 1910 году начали возводить и в течение двух лет закончили здание коммерческого училища. Кадря же для коммерции стали готовить ещё в ходе строительства в доме помещика И.В. Кобзаря, выделившего на училище 250 тысяч золотом.
 А. Кучаев
(Балаковские вести.  –  1991.  –  9 февраля.)


Жми на картинку и узнаешь больше!


Рынок рабочей силы
Из воспоминаний...
Хлебная столица

Комментариев нет :

Отправить комментарий